Что такое воображение и почему от него зависит яркость и изобилие жизни: описание и способы развития

Воображение Психологические понятия

При помощи воображения человек может создавать у себя в голове новые образы на основе уже существующих. Когда ребенок кормит игрушку кашей из песка, девушка представляет, что в нее влюбился тот самый старшеклассник, а взрослый мечтает, как заработает миллион – это воображение. Воображение – это качество, присущее здоровым людям.

Что такое воображение – определение

Воображение – это психический процесс построения новых образов и представлений на основе элементов прошлого опыта.

Воображение связано с другими психическими функциями и играет особую роль в жизнедеятельности человека.

Значение воображения велико, ведь благодаря ему человек может планировать, предвосхищать события, выстраивать линии поведения в новых ситуациях, в которых раньше бывать не приходилось.

Как работает механизм

Операции воображения заключаются в познании человеком окружающего мира. Образы и картинки как будто отпечатываются в мозге. Воображение не совсем реально, так как имеет в себе компонент мечтаний и фантазий.

Особенности воображения заключаются в том, что мозг использует сразу несколько его механизмов.

Механизм воображенияЧто это значит
АгглютинацияОбъединение нескольких представлений в одно целое
АкцентированиеВыделение наиболее значимых свойств объекта
Гиперболизация/миниатюризацияПреувеличение или преуменьшение свойств чего-либо
Схематизация (типизация)Сглаживание различий между предметами или явлениями или попытка обобщить по какому-то принципу разные объекты

Исследования

Воображение в психологии начало основательно изучаться в 50-е годы прошлого века.

Вклад в изучение этого явления внес Дж. Гилфорд.

Е. Торренс в 1965 году изучал творческое мышление и воображение у детей.

В 1982 году появилась полноценная методика развития механизмов детского воображения. Был сделан вывод, что если у ребенка хорошо развита способность фантазировать, то в дальнейшем он покажет результаты на творческом поприще.

С 1983 по 1984 год над проблемой воображения трудились сразу два ученых – Х. Розенберг и П. Пинчиотти. Воображение изучалось через ролевые игры, сценические постановки.

Из отечественных ученых вклад в изучение воображения внес Л. С. Выготский. Он полагал, что развивать воображение у ребенка надо с детства. Это поможет ему в начальной школе лучше и обширнее развивать свою личность.

Сегодня вопрос развития воображения у ребенка стоит актуально, ведь этот процесс помогает в дальнейшем мыслить критически, решать нестандартные задачи, искать уникальный подход к делу. Такие умения ценятся на рынке труда.

Виды воображения

Основные виды воображения подразделяются на таковые по принципу того, что человек осознает в данный момент.

Пассивное и активное воображение

Воображение бывает пассивным и активным, и отличаются виды тем, как человек воспроизводит у себя в сознании образы – они приходят на ум случайно или нужно сделать волевое усилие.

Активное воображение поддается волевому контролю. Оно стихийно, направлено на решение какой-либо творческой или личностной задачи. Активное воображение направлено в будущее, но человек понимает, что с ним происходит и где на самом деле он находится.

Например, исследователь ставит перед собой задачу, прогнозирует ее результаты, обдумывает, что будет с ними делать, в каком виде представит их коллегам. Это и есть активное воображение.

При пассивном воображении образы возникают спонтанно, не подчиняются механизмам внутреннего контроля человека. В ходе непроизвольного воображения фантазии становятся реальностью, у человека реализуются те цели, которые не нашли применения в жизни.

Пассивное воображение бывает неосознанным, например, когда человек находится в состоянии дремоты. Бывает и такое, что организм преднамеренно провоцирует грезы. Обычно такое явление говорит о внутриличностном конфликте.

Продуктивное или творческое воображение

При творческом воображении человек осознанно конструирует реальность, которой нет на самом деле. Такой деятельностью вплотную занимаются художники, поэты, писатели, музыканты, актеры.

Продуктивное воображение позволяет им создавать шедевры, которыми потом восхищается весь мир.

Образы, возникающие в воображении человека, могут быть самыми разными (фантастические, легендарные, мистические, религиозные, научные).

Апперцепция – это зависимость восприятия от прошлого опыта и особенностей… Читайте подробнее на сайте, апперцепция и воображение связаны.

Репродуктивное или воссоздающее воображение

Репродуктивное воображение имеет конкретную цель – воспроизвести реальность в реально существующем виде. Например, человеку нужно написать подробный рассказ о местности, в которой он побывал или составить ее карту. Воссоздающее воображение связано со знаниями человека, его опытом и полученными ранее навыками.

Типы воображения

Также в психологии существует другая типизация воображения. В основе классификации воображения канал, при помощи которого человек воспринимает информацию.

Тип воображенияХарактеристика
Визуальный (зрительный)Человек фантазирует при помощи зрительных образов
Слуховой (аудитивный)Имеется развитое слуховое представление. Например, человеку легко представить определенную музыкальную тональность, тембр, мелодику речи
Подвижный (моторный)Тип направлен на активные физические действия. Например, человек слышит знакомую музыку и начинает покачивать головой в ритм или постукивать ногой. Обычно такой тип воображения присущ творческим людям
Памятка про воображение

Воображение и творчество

С психологией воображения тесно связано творчество, процесс создания чего-то нового, ранее неизвестного.

Воображая, человек воспроизводит определенную действительность и придумывает на этом основании уже новые образы. Например, писатель знает о существовании людей как таковых, знает о профессии музыканта. В своем воображении он рисует человека-музыканта, который обладает набором определенных личностных черт и выдуманной судьбой. Такого человека не существует в реальности, но он создан на основании уже имеющихся образов.

Часто в продуктах творческого воображения можно рассмотреть и самого создателя, его личностные особенности.

Творческое воображение – это врожденный дар?
Екатерина
Склонность к творческому воображению у человека наблюдается с рождения, но при необходимости этот навык развивается.

Творческое воображение работает по схеме:

  1. Творческая идея, нечеткий образ, который может прийти в голову совершенно произвольно.
  2. Человек думает о своей идее, дополняет ее новыми деталями, разрабатывает стратегии того, как идею можно развить и улучшить. Этот этап похож на мозговой штурм.
  3. Вынашивание идеи, ее более осмысленная и целенаправленная проработка.
  4. Воплощение творческих идей и наработок в жизнь.

Чтобы развить творческое богатое воображение, стоит читать побольше литературы, смотреть художественные и научные фильмы, расширять кругозор, стараться запоминать побольше информации, учиться ее анализировать.

Воображение складывает новый дом из старых кубиков (образов на основе предыдущего опыта). Поэтому важно позаботиться, что этих «кубиков» было как можно больше, чтоб было больше насмотренности.

Как вы считаете, у вас развито творческое воображение?
Да, очень развито
50%
Не очень развито
50%
Затрудняюсь ответить
0%
Расскажу в комментариях
0%
Проголосовало: 2

Воображение – это будущее

Воображение – это один из психических процессов (наряду с вниманием и памятью), которые образуют ось психологического времени.

Память связывает человека с прошлым, а внимание – с настоящем. Воображение же связывает человека с будущим, с теми сценариями, которые могут случиться в процессе жизни.

Человеку требуется воображение, чтобы двигаться по жизни (предполагать, строить планы, оценивать перспективы, замышлять новое, реализовывать задуманное).

Свойства психологического процесса

Свойства воображения – это важный аспект, который изучается психологами и учеными. Особенности воображения можно описать следующими свойствами и характеристиками:

высокая развитость;
осознанность;
цельность;
схематичность, системность;
способность предполагать о будущем;
конструирование в голове нового;
критическое отношение;
устойчивость;
четкость.

Путь формирования

Есть несколько этапов развития воображения:

  1. Возраст – от 0 до 3-х лет. Ребенок учится узнавать изображение на картинке. При этом ребенок не привносит ничего нового, только воспроизводит старое, поэтому воображение существует внутри других психических процессов. Полноценное развитие воображения происходит тогда, когда ребенок начинает действовать в вымышленной ситуации.
  2. Возраст – от 3 до 4 лет. Воображение приобретает словесные формы. Также ребенок подражает действиям взрослого и на их основании выстраивает самостоятельное поведение. В играх он придумывает различные сюжеты, ситуации, новых героев.
  3. Возраст – от 4 до 5 лет. Появляются ситуативные мечты и мысли о будущем, но пока они неустойчивы. Обычно они обуславливаются событиями, которые вызвали эмоциональный отклик. Например, ребенок познакомился с другом отца, который работает врачом. Этот друг ему понравился, поэтому ребенок подумал, что тоже станет врачом, когда врастет.
  4. Возраст – 6 до 7 лет. У ребенка появляются замыслы, он ищет способы их реализации. Воображение работает изнутри, то есть, ребенку не так важна наглядность. Появляется творческий элемент.
  5. Возраст – от 7 до 11 лет. Расширению воображения способствует образование. У ребенка в воображении все еще много фантастических образов, но он постепенно отходит от них. Начинают использовать воображение для собственной выгоды, например, случаи детской лжи.
  6. Возраст от 12 до 17 лет. Воображение развивается в процессе учебы и творчества. Подросток посещает факультативы, кружки дополнительного образования, занимается с репетиторами. Это тоже развивает психические процессы. Поддержка и добрые слова от взрослых лишь улучшают развитие воображения.
Правда ли, что у детей воображение лучше?
У детей воображение более активное, они его чаще и глубже применяют (например, во время многочисленных игр). У взрослого человека может быть не менее богатое воображение, но не столько много сфер для применения, сколько есть у ребенка.
Как понять, что у человека нет воображения?
Есть такое заболевание – синдром дефицита воображения. Человек не может составить правильную комбинацию из действий, которые ему нужно совершить, не может представить мысленные или наглядные образы. Это чаще всего характерно для слабоумия. У здоровых людей не может не быть воображения, ведь все люди планируют, ставят цели, размышляют, как сделать дело лучше.

Функции воображения

Функции воображения несут в себе определенный смысл и цели.

Функция воображенияДля чего нужна
ПознавательнаяЧеловек может прикоснуться к тому, что пока еще неведомо. Например, никто не изучил океан досконально, поэтому можно изучать уже имеющиеся материалы и предполагать, что же скрыто в его глубинах
ПланированиеЧеловек хочет что-то сделать, представляет у себя в голове результат, обдумывает действия, которые нужно будет совершить для достижения цели
ПредставлениеВозможность воспроизводить у себя в голове значимые разговоры, мысленно возвращаться в определенные места или периоды жизни
ЗащитнаяЕсли человеку предстоит серьезное событие (поход к зубному, важный экзамен, первое свидание), то он может проиграть примерный сценарий у себя в голове, тем самым успокоиться
ТерапевтическаяКогда мучает неприятное воспоминание, его можно вообразить в голове еще раз, прожить, а затем выпустить негатив и отпустить прошлое
ПреобразовательнаяВоображение развивает человека, ведь привнесение нового в жизнь делает нас лучше, многограннее, опытнее

Роль воображения в жизни человека

Воображение, в первую очередь, нужно для стимуляции человека, ведь благодаря воображению мы проходим тот или иной жизненный путь. Но иногда, уходя в мир воображения, человек забывает реализовывать собственные планы в реальности, забывает о ней.

Почему воображение и фантазирование важны

У этих психических процессов есть значительная ценность:

  1. Жизнь не всегда бывает сладкой и приятной, а в мире фантазий все идеально. Туда можно уйти в период переживания неприятного события или, когда плохое настроение.
  2. При помощи фантазии человек моделирует возможное будущее, а потом воплощает свои фантазии в жизнь.
  3. С фантазий начинаются любовные отношения, ведь кто из нас не представлял, как целуется с тем самым красавчиком или признается в любви милой девушке.
  4. Фантазии и воображение дарят нам мир искусства, начиная от танцев заканчивая выступлениями юмористов.
Как вы считаете, важны ли воображение и фантазии?
Да, очень важны
100%
Не важны, пустая трата времени
0%
Зависит от ситуации
0%
Затрудняюсь ответить
0%
Поделюсь в комментариях
0%
Проголосовало: 2

Каких успехов помогает достичь воображение

Хорошее воображение помогает достигать успехов в разных сферах жизни.

На работе

Люди с развитым воображением ценятся как специалисты, причем, в совершенно разных сферах трудовой деятельности.

Если человек умеет планировать (в чем ему помогает воображение), то он сможет стать консультантом по таймингу или личной эффективности.

Умеющий мыслить критически может стать журналистом, литературоведом или критиком искусства.

Умеющий анализировать может попробовать себя в роли социолога или бизнес-аналитика и т.д.

Богатое воображение в принципе помогает на любой должности. Помогает быть более эффективным, организовать себя, предлагать новые идеи.

Семейные отношения

Далеко не всегда человек, находящийся рядом, устраивает нас по всем параметрам. Иногда мы представляем у себя в голове того самого идеального спутника и наделяем его теми качествами, которых не хватает партнеру.

Это помогает дополучить недостающее путем воображения. При этом, можно обсудить мысли с партнером, пофантазировать, достичь компромисса и ввести в семейный обиход новые привычки.

Личностная сфера

Развитое воображение помогает ментальному здоровью оставаться в порядке. Например, человек в своей голове может перенестись в прошлое и окунуться в те годы, по которым он скучает, вспомнить ушедших родственников или животных.

Воображение помогает прорабатывать и проблемы личностного характера. Например, у женщины скопилось много претензий для ее сестры, которые очень хочется высказать. При этом, женщина не готова ссориться с сестрой. Она в воображении может вызвать образ сестры и высказать наболевшее. Этого часто бывает достаточно, чтобы отпустить болезненную ситуацию.

Если воображение не развито

Если воображение у человека не развито, это тоже может принести ему некоторую пользу в жизни. Например, такие люди твердо стоят на ногах и не отвлекаются на пустые мечтания.

На работе их ценят за исполнительность, ведь такие люди не выдвигают новых бесконечных предложений об улучшении рабочего процесса, а просто выполняют свои задачи.

Дополнительная информация по теме:

Примеры из жизни и искусства

Примеры воображения из областей жизни и искусства, интересные факты:

  1. Н. В. Гоголь при помощи силы собственного воображения сознал произведение «Вечера на хуторе близ Диканьки». Реальные люди в произведении сталкиваются с мистическими существами и событиями, что делает атмосферу произведения притягательной. Образы воображения и яркость таланта писателя поражают не одно поколение читателей.
  2. В фильме «Ла-ла-лэнд» 2016 г зритель может наблюдать непростой путь к мечте, который проделали главные герои. А помогло им воображение и развитая фантазия.
  3. Фильм «Основатель» 2016 г рассказывает о человеке с очень развитым и чувствительным воображением. Он мог замечать изменения и интересные идеи там, где этого не было видно другим. Он доказал, что человек может достичь успеха, даже если от него все отвернулись.
  4. Френсис Скотт, автор романа «Великий Гэтсби» сам был отчаянным мечтателем. Он воспитывался в бедной и неблагополучной семье, у будущего писателя не было шансов окунуться в жизнь светского общества. Но его целеустремленность и желание завоевать девушку помогли добиться желаемого и навсегда войти в историю литературы.
  5. А вот Обломова из одноименного романа Гончарова воображение подвело. Обломов – это яркий пример того, что только мечтать недостаточно, нужно еще и действовать.

А какие примеры на ум приходят вам? Расскажите в комментариях.

Как развить воображение

Способов развития воображения много, эти методики очень увлекательные, задействуют разные психические процессы.

Что получилось

На листе бумаги нужно произвольно нарисовать несколько точек, а потом соединить их в фигуру. Получится нечто, которому нужно будет дать название, описать, рассказать об ассоциациях по принципу «чем больше – тем лучше».

Игра в ассоциации

Нужно оглянуться вокруг и записать на листок 10 предметов, которые окружают человека. Далее называть ассоциации к тому или иному предмету.

Но не нужно быть банальным, лучше не ограничивать собственную фантазию.

Портрет

Нужно взять с полки любую книгу, где есть полноценное описание литературного героя. Этого героя важно представить в малейших подробностях, подумать, как бы он повел себя в той или иной ситуации. Героя стоит попробовать нарисовать.

Пустой автобус

Представить себе ожидание автобуса утром на остановке. И автобус приходит, но пустым, только водитель за рулем и ни одного пассажира. Нужно придумать 10 причин, можно даже самых нелепых и нестандартных, почему же автобус подъехал пустым.

Воображаемая биография

Упражнение подойдет людям, которые часто и подолгу ездят в метро или на электричках. В общественном транспорте нужно выбрать одного человека, внимательно рассмотреть его. А потом, руководствуясь только внешним видом, придумать биографию (хотя бы кратко).

Трехлитровая банка

Играть в игру веселее с товарищем. Нужно представить себе трехлитровую банку, а затем по очереди начинать перечислять предметы, которые могли бы в нее поместиться.

Что, если

Очень увлекательное упражнение называется «Что, если?». Суть в том, чтобы подробно продолжить воображаемую фразу, например: «Что, если нашу планету больше не будет освещать солнце?». Или: «Что, если я на день превращусь в майского жука?».

Сохраняйте статью, чтобы не потерять методики и рекомендации, возвращаться к ним и работать над собственным воображением. Делитесь материалами в социальных сетях, делайте репосты, комментируйте.

Оцените статью
Психология Налегке
Добавить комментарий

Творческое воображение – это врожденный дар?
Склонность к творческому воображению у человека наблюдается с рождения, но при необходимости этот навык развивается.
Правда ли, что у детей воображение лучше?
У детей воображение более активное, они его чаще и глубже применяют (например, во время многочисленных игр). У взрослого человека может быть не менее богатое воображение, но не столько много сфер для применения, сколько есть у ребенка.
Как понять, что у человека нет воображения?
Есть такое заболевание – синдром дефицита воображения. Человек не может составить правильную комбинацию из действий, которые ему нужно совершить, не может представить мысленные или наглядные образы. Это чаще всего характерно для слабоумия. У здоровых людей не может не быть воображения, ведь все люди планируют, ставят цели, размышляют, как сделать дело лучше.
Перейти к содержимому Adblock
detector