- Кто такие менторы и менти
- Отличия
- Для чего нужен ментор и как он работает
- Четыре фазы наставничества с примерами
- Обязанности ментора и менти
- Принципы эффективного наставничества
- Кто становится ментором
- Зачем люди этим занимаются – мотивы
- Необходимые навыки
- Разновидности
- Известные менторы
- Как найти и выбрать ментора
- Где искать ментора
- Как заинтересовать собой
- Как готовиться к встрече
- Популярные ошибки менти
- Когда менторство не работает
- Насколько менторство популярно и эффективно
- Программы в России и мире
- Что читать на тему менторства
- Часто задаваемые вопросы
Не все возникающие в жизни задачи человек может решить самостоятельно, поэтому иногда возникает необходимость обращаться за помощью к профессионалу. Менторы – это источники знаний, вдохновения и полезной информации. Эти специалисты могут существенно поменять и улучшить жизнь человека, главное быть готовым.
Кто такие менторы и менти
Значение слова ментор пришло в русский язык из английского. Mentor в переводе означает «опытный человек», «наставник». Также существуют и менти, то есть люди, которым требуются профессиональные услуги от наставника.
Ментор – это человек, которому предстоит разобраться в проблеме менти, но не дать готовое решение. Задача ментора – вдохновить человека на успех, поделиться своими знаниями и опытом, направить подопечного в нужное русло.
Менторы – это специалисты, которые нужны не только молодым, неопытным людям, но и серьезным бизнесменам, менеджерам, предпринимателям.
Отличия
Ментора можно спутать с коучем, консультантом или другими аналогичными специальностями. Однако, существенные различия все же имеются.
Должность | Особенности работы с клиентом | Отличия от ментора |
Коуч | Помогает человеку найти ответ на интересующий вопрос. Помогает достигать профессиональных целей, но не предлагает готовых путей решения. Работа осуществляется при помощи наводящих вопросов | Не работает над общим развитием клиента, занимается только узким, конкретным вопросом. Не дает конкретных знаний, но направляет клиента на то, что он может всего достичь сам |
Тренер | Дает человеку знания и вместе с ним оттачивает, тренирует навыки. При помощи тренера получится выполнять действие или их комплекс правильно, четко, без заминок | Тренер имеет готовый, условно правильный набор действий, чему учит подопечного. Ментор помогает человеку выработать свой собственный путь, уникальное решение поставленной проблемы |
Фасилитатор | Анализирует, на каком уровне развития находится человек, что конкретно он знает и умеет, а с чем пока испытывает затруднения, какие функции нужно развивать | Не подает личный пример, как правило, пользуется уже готовыми, проверенными схемами (распространены в сфере образования) |
Консультант | Имеет определенный опыт в конкретной области и может поделиться им с нуждающимися. Консультант не дает свои собственные советы, а действует по уже имеющемуся регламенту | Специализация и познания менторов гораздо шире, он может делиться с человеком имеющимся опытом |
Для чего нужен ментор и как он работает
Опытные менторы помогают предпринимателям, бизнесменам, управляющим. Также эти люди помогают человеку осваивать новые качества, внедрять в повседневность полезные привычки, решать проблемы в семье.
Менторство направлено на то, чтобы сделать жизнь человека более продуктивной, комфортной, осознанной. Преодолеть преграды и трудности, которые сам человек решить не может.



Ментор помогает расти быстро и уверенно, особенно это важно для молодых и амбициозных людей.
Четыре фазы наставничества с примерами
Для эффективного осуществления менторской работы, нужно пройти несколько фаз наставничества.
Фаза наставничества | Что делать | Пример |
Первая | Формирование рабочей пары. Людям нужно найти общий язык и понять, будет ли им комфортно работать вместе | Знакомство, разговор о проблеме, составление расписание и оговаривание длительности встреч. Также стоит обговорить границы, которые будут соблюдаться во время общения |
Вторая | Ментор и менти разрабатывают план работы, корректируют и дополняют его | Разработка целей и задач, составление списка ресурсов, выдвижение советов и тезисов |
Третья | Разговоры, встречи, активна поддержка | Подопечный начинает реализовывать составленный проект, обращается к ментору тогда, когда не справляется самостоятельно |
Четвертая | Происходит отражение. Подопечный все меньше нуждается в помощи ментора, наставник видит результаты своей работы | Люди общаются, дают друг другу обратную связь, подводят итоги своего сотрудничества |
Обязанности ментора и менти
В обязанности ментора входит:
- готов уделять необходимое количество времени на работу с менти и делиться своим опытом;
- не навязывает свою точку зрения, фиксируется на запросе своего клиента;
- умеет оказывать поддержку, делает это и словесно, и при помощи поступков;
- обладает навыком умелого слушания;
- умеет хвалить, говорить комплименты, отмечать даже малейшие успехи;
- эффективно дает человеку обратную связь и анализирует происходящее;
- может дать нестандартный совет, которого нет в регламентах и обыкновенных правилах;
- может посоветовать специалиста со стороны, который также может оказать нужную поддержку или поделиться необходимыми знаниями;
- соблюдает принципы конфиденциальности, хранит личную и профессиональную тайну;
- с уважением относится к своему подопечному, ценит его время и усилия;
- уметь общаться менторным тоном (уважительно, убедительно, вдохновляюще);
- совмещать открытую жизненную позицию с ответственностью и надежностью.
За менти тоже закрепляется ряд обязанностей:
- четко формулирует запросы и цели обучения, понимает и осознает, чего хочет от сотрудничества с ментором;
- готов выделять время и затрачивать собственные ресурсы на развитие и достижение целей;
- не скрывает факта ошибки или неудачи, обо всем честно рассказывает ментору (чтобы потом избежать ошибок);
- на каждую из встреч приходит подготовленным, с заранее обдуманными вопросами, предложениями или замечаниями;
- готов давать эффективную обратную связь и запрашивать ее у ментора, если таковая необходима;
- объективно оценивает свое поведение, знает свои сильные и слабые стороны;
- готов менять свою жизнь, привносить в нее новые привычки, опыт, знания;
- соблюдает все договоренности и уважает своего наставника.
Принципы эффективного наставничества
Чтобы наставничество проходило для обеих сторон эффективно и комфортно, важно соблюдать ряд принципов:
- Разрабатывать индивидуальный план для каждого клиента. Это и отличает менторство от других видов наставничества. Программа ментора фокусируется только на одном человеке и его запросах, изначально готовых решений у ментора не существует.
- Взаимная заинтересованность. Только так ментор и менти смогут добиться поставленных целей. Менти должен понимать, что при таком виде сотрудничества ему придется долго и плодотворно работать. Ментор не сможет взять на себя его обязанности и решить проблемы.
- Доверие и уважение. Взаимное уважение и вовлеченность помогают облегчить задачу. Для соблюдения требований конфиденциальности занятия проводятся строго один на один, целевые группы при менторстве не предусмотрены.
- Правильная организация. Для этого на первой встрече ментору и менти придется обсудить целый ряд вопросов из серии «Чего я ожидаю от сотрудничества?», «Что я могу дать ментору?», «Что ментор может дать мне?».
- Регулярность. Ментор и менти должны работать и встречаться регулярно. Это помогает закреплять успех и не терять выработанных навыков.
Кто становится ментором
Ментором может стать человек, который готов предложить экспертные знания и опыт в какой-либо области. Важная особенность ментора – это умение систематизировать и правильно преподносить информацию.
Зачем люди этим занимаются – мотивы
Если человек решает стать ментором, то обычно он желает достигнуть следующих целей:
- Повышение собственной самооценки, чувства значимости и полезности обществу.
- Возможность стать более экспертным в своей области, так как ментору нужно поддерживать навык, саморазвиваться.
- Желание и умение делиться своими знаниями, достижениями и опытом с другими людьми.
- Желание доносить до окружающих новые и свежие способы решения старых проблем.
- Развитие собственных лидерских качеств.
- Приобретение уважения, поощрения в обществе.
- Искреннее желание помогать другим людям.
А как вы считаете, что толкает людей на то, чтобы становиться менторами? Поделитесь своими соображениями в комментариях.
Необходимые навыки
Чтобы стать ментором, человеку необходимо развить в себе следующие качества и навыки:
- Экспертность в какой-либо из областей науки, жизни или бизнеса. Без узкоспециальных знаний нет успеха.
- Развитые человеческие качества (тактичность, умение слушать, сопереживать, искреннее желание помогать другим).
- Умение правильно и интересно преподносить информацию.
- Умение поддерживать, вдохновлять, воодушевлять человека.
- Высокий уровень личной мотивации, работоспособности и эффективности.
- Желание искать ответы, копать глубже, а не пользоваться готовыми схемами и решениями.
- Дисциплинированность, пунктуальность.
- Способность размышлять, рефлексировать, признавать свои ошибки.
- Высокая степень новаторства и желание развиваться.
Разновидности
Разные виды менторства отличаются друг от друга, имеют свои особенности и тонкости.
Вид менторства | Описание | Пример |
Формальный | К эксперту прикрепляют человека, за качеством работы которого он будет следить, предоставлять отчеты руководству и делать процесс более эффективным | К сотруднику Иванову приставили ментора, который пришел на предприятие извне |
Естественный | Более опытный сотрудник помогает человеку аналогичной специальности, но с меньшим опытом | Оператору Иванову помогает старший оператор Петров |
На одном уровне | Сотрудники, имеющие примерно одинаковый опыт, делятся им друг с другом. Обычно у них общие цели, интересы, есть взаимопонимание | Старший оператор Иванов и старший оператор Петров обмениваются опытом |
Ситуативный | Сотрудник подтягивает своего коллегу в тех вопросах, в которых он разбирается лучше | Оператор Иванов регулярно помогает оператору Петрову разобраться с работой снегоуборочной машины |
Супервизорский | Один сотрудник строго наблюдает за работой другого, исправляет его ошибки, дает обратную связь | Оператор Иванов следит за работой оператора Петрова, по ходу работы указывает, то тот делает не так, и как это можно было бы исправить |
По запросу | Сотрудник просит своего бывшего ментора снова взять над ним шефство | Оператор Иванов понимает, что не до конца правильно выполняет свою работу. Он просит старшего оператора Петрова снова начать помогать ему и отслеживать качество работы |
Известные менторы
Известные на весь мир менторы и их не менее успешные подопечные:
- Майк Марккула был инвестором компании Apple, контролировал ее работу на старте, следил за выпуском первых продуктов, опекал изобретателей. Через несколько лет компания заняла прочные позиции на рынке, ее возглавили Стив Возняк и Стив Джобс.
- Стив Джобс. Этот человек невольно стал ментором для Марка Цукерберга. Он посоветовал ему посетить храм в Индии, чтобы понять и закрепить свои идеалы, сформулировать для самого себя видение собственного дела.
- Эрик Шмидт. Помогал развиваться компании Гугл, отклонил около 50 непригодных кандидатов на должность руководителя, известен своим непредвзятым взглядом и оригинальными методами решения возникающих проблем. Его подопечные – Ларри Пейдж и Сергей Брин.
- Уоррен Баффет. Билл Гейтс, самый богатый человек в мире, утверждает, что обязан своим успехом Уоррену Баффету, ведь этот предприниматель научил Билла Гейтса справляться с трудностями и работать на долгосрочную перспективу. Этот человек умел легко говорить о сложных вещах и доносить их до сознания даже самого простого человека.
- Билли Саломон. К этому человеку с огромным уважением относился Майкл Блумберг, ведь Саломон давал ему рабочие советы и умел подавать собственный пример, не занимаясь морализаторством.
- Ричард Брэнсон. Этот человек попросил известного бизнесмена и предпринимателя Фредди Лейкера дать ему возможность руководить крупной компанией. Это помогло предпринимателю понять, что одиночный подход в бизнесе практически не работает, подходить к решению проблем стоит коллективно.
- Майа Анжелу. Эта женщина познала тяготы жизни перед тем, как стать успешной. Она была наставницей известной писательницы и поэтессы Опры Уинфри, провела ее через самые важные и нелегкие годы жизни, научила девушку многому из того, что знала сама.
А каких известных менторов знаете вы? Был ли в вашей жизни человек, который помог вам лучше понять себя, самореализоваться и открыться? Поделитесь своим опытом в комментариях.







Как найти и выбрать ментора
Грамотный наставник играет в достижении успеха ведущую роль. Чтобы найти «своего» ментора, стоит учесть много нюансов и тонкостей:
- Обращать прежде всего внимание на человека, а не на его должность и заслуги. Если у ментора хромают человеческие качества, то продуктивно сотрудничать с ним не получится.
- Понимать, что наставничество имеет разные формы. Кому-то удобнее лично встречаться с ментором, другим переписываться по электронной почте. Вопрос личного комфорта играет решающую роль.
- Постараться быть максимально гибким, не привязываться к одному месту и времени. Из-за установленных ограничений есть риск потерять кандидатуру, которая действительно могла бы принести пользу.
- Приглядываться к окружающим людям, возможно, кто-то из них как раз и обладает нужными навыками и компетенциями.
- Понимать, что ментор не найдется сам собой. Для этого нужно приложить усилия.
- Не нужно искать человека с абсолютно похожими взглядами или жизненной позиций. На стыке противоположностей часто рожаются интересные идеи и суждения.
- Менторство должно помогать обеим сторонам, поэтому важно понять, что менти может дать своему ментору.
- Менторство должно быть взаимовыгодным. Не нужно воспринимать ментора как «спасательный жилет», в которому можно обращаться тогда, когда все идет плохо.
Где искать ментора
Если человек решил, что ему не обойтись без ментора, то поискать его можно:
- Среди друзей, коллег или знакомых. Возможно, кто-то из них обладает экспертными знаниями и захочет выступить в роли ментора.
- Поискать людей в социальных сетях, которые предлагают свои услуги по менторству.
- Найти сервисы, которые занимаются подбором менторов, поработать с ними.
- Посетить тематические мероприятия (семинары, мастер-классы, открытые лекции, тренинги). Возможно, там человек сможет найти кандидатуру, подходящую в менторы.
- Зарегистрироваться на тематических форумах и в сообществах, где менторы предлагают свои услуги.
- Поискать в социальных сетях по тематических хештегам и геолокации.
- Зайти на сайты вузов и поискать преподавателей со схожими или смежными специальностями. Как правило, они обладают колоссальным жизненным опытом и хорошо объясняют новый, неизвестный материал.

Как заинтересовать собой
Менти должен уметь заинтересовать ментора и показать ему, что им будет интересно работать вместе. Для этого важно правильно и корректно вести себя на первой встрече и не допускать самых распространенных ошибок.
Как готовиться к встрече
Встреча с ментором требует предварительной подготовки, в которую входит:
- Организация места встречи. Здорово, если ментор и менти встретятся в кафе или бизнес-центре. Но нужный ментор может оказаться далеко территориально, поэтому на выручку придут гаджеты.
Если встреча будет проходить онлайн, то заранее нужно проверить качество Интернет-соединения и работоспособность гарнитуры, чтобы не терять на помехи при связи драгоценное время. - Быть готовым отвечать на вопросы. Ментор обязательно будет интересоваться целью занятий, целями, самыми «горящими» вопросами.
- Заранее подготовить необходимые материалы. Если менти хочет предоставить ментору наглядные материалы (таблицы, схемы, макеты, материалы для обсуждения), то подготовить их нужно заранее. Например, прийти на встречу с папкой с нужными бумагами, а перед онлайн-звонком уже открыть нужные материалы и вывести их на экран. Это поможет сэкономить время и произвести доброе впечатление.
- Обговорить вопросы конфиденциальности. Если с ментором будет обсуждаться то, чего не хотелось бы разглашать, предупреждать наставника об этом стоит заранее.
- Предоставить ресурсы для фиксации договоренностей. Результаты совместной работы стоит фиксировать так, чтобы они были доступны и ментору, и менти. Для этого хорошо подходят онлайн-документы или работы в других, комфортных для людей программах.
- Быть заинтересованным. Заинтересованность выражается в виде вопросов, комментариев, уточнений. Так люди смогут понять, действительно ли они подходят друг другу.
Популярные ошибки менти
Менти часто допускают ошибки, которые ведут к тому, что ментор отказывается работать с ними:
- Не проявляют уважения к чужому времени, опаздывают, тратят время на подготовку, которую можно было бы осуществить заранее.
- Допускают панибратское отношение, не соблюдают нормы этикета и делового общения.
- Не могут четко сформулировать свои цели и запросы, ответить на уточняющие комментарии ментора.
- Ждут видимых достижений уже после первого занятия.
- Воспринимают ментора как человека, который «на раз» решит все проблемы, а менти не нужно будет тратить время и работать над собой.
Когда менторство не работает
Программа менторства точно не сработает, если человек привык перекладывать ответственность на других людей и не желает чего-либо менять в своей жизни. Настоящий менти открыт переменам, готов пробовать новое и решать нестандартно сложные ситуации.
Не стоит рассчитывать на эффективное менторство, если в этой роли выступает близкий, дорогой или даже любимый человек. Наличие теплых чувств может усугубить конечный результат и лишить его необходимой объективности.
Насколько менторство популярно и эффективно
На развитых рынках товаров и услуг менторство является серьезным рычагом воздействия, которое способствует росту. Менторство помогает развивать коммуникабельность, гибкость, умение человека работать в команде.
75% из опрошенных руководителей считает, что менторство сыграло ведущую роль в развитии их дела.
Данные опросов также показали, что сотрудники, к которым приставлен ментор, чувствуют себя на рабочем месте более комфортно, испытывают большую лояльность к рабочей организации, считают, что им дают больше возможностей для карьерного роста.
Программы в России и мире
В России и мире менторские программы успешно развиваются и приумножаются. Сейчас они захватывают такие сферы профессиональной деятельности человека как:
- Оказание практических услуг. Программа помогает выйти на принципиально новый уровень дохода, заниматься любимым делом, приносить пользу окружающим, параллельно заниматься саморазвитием.
- Создание контента для бизнеса. Ментор поможет начать заниматься тем, что действительно интересно, настраивать качественное общение с целевой аудиторией, продавать востребованный товар.
- Создание и развитие брендов. Ментор объяснит человеку, как стать узнаваемым, запускать новые проекты, преодолевать конкуренцию.
- Продвижение в социальных сетях, продажи. Ментор научит разбираться с социальными сетями так, чтобы выйти на комфортный доход и иметь постоянный поток клиентов.
В России эффективно работает менторская программа, которую курирует Высшая Школа Бизнеса.

Что читать на тему менторства
На тему менторства можно прочесть следующие книги:
- Тимоти Голви «Максимальная самореализация. Работа как внутренняя сила». Книга поможет человеку раскрыть свой истинный потенциал, адекватно оценить окружающую обстановку и перспективы, научиться фокусировать и переключать внимание.
- Светлина Иванова «Развитие потенциала сотрудников. Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации». Автор расскажет о лидерском потенциале и о том, как вырастить грамотного лидера среди своих сотрудников. В книге много кейсов и практических заданий.
- Александра Прицкер «Путешествие в менторинг». Практическое руководство о том, как раскрыть свои внутренние ресурсы.
Часто задаваемые вопросы
А вам приходилось работать с ментором? Или, может быть, вы сами выступали в роли ментора? Поделитесь своим опытом в комментариях.
Благодарим за прочтение статьи. Делайте репосты и сохраняйте статью в закладках, чтоб она всегда была под рукой.
Искренне считаю, что наставник должен быть у каждого. Спасибо за подсказки, всех благ!