Что такое интериоризация простым языком — или как воспитать «хорошего» ребенка

Интериоризация Психологические понятия

В процессе жизни человек набирается опыта, получает новые знания, приобретает умения и навыки. Этот процесс по-научному называется интериоризация. Интериоризация происходит разными методами, но результат всегда одинаков – человек постепенно становится тем, каков он есть сейчас.

Что такое интериоризация в психологии — примеры

Интериоризация в психологии означает формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности (определение из Большой психологической энциклопедии).

Простыми словами, это переход из внешнего (наружного) во внутреннее состояние. Когда человек смотрит, берет пример, в итоге начинает делать сам и это становится частью его личности.

Термин происходит от французского слова «intériorisation», что означает перенос внешних действий во внутренний план, отражение.

В педагогике интериоризация — это путь становления человеческой психики через освоение общечеловеческих ценностей.

Кто ввел термин «интериоризация» в научный обиход?
Екатерина
Автором термина считается Эмиль Дюркгейм, французский социолог.

Примеры интериоризации и преобразования можно заметить, когда ребенок взрослеет. Он съедает что-то вкусное, получает от этого удовольствие. Затем по инерции пробует на зуб все, что оказывается в руках.

Со временем ребенок понимает, что не любой предмет, который попал к нему можно есть. Так происходит интериоризованный процесс познания окружающего мира и формирования его психики.

Модели поведения родителей дети впитывают как губка — это интериоризация. И даже вырастая и говоря, «Я ненавижу своих родителей, никогда не буду таким как они», человек чаще всего становиться очень похожим на родителей.

Такие жесткие законы имеет интериоризация. Все что нас окружает, в той или иной степени становится частью нас.

Связь с экстериоризацией

Экстериоризация означает превращение внутреннего опыта во внешние действия и иные проявления. Связь с интериоризацией заключается в том, что эти процессы неразрывно связаны между собой, представляют из себя цикл научения.

Пример интериоризации: ребенок научился правильно вести себя в магазине и покупать товары, наблюдая за взрослыми. Дома или во дворе он поиграл в магазин, его игрушки выполняли роли покупателей и продавцов. Произошла интериоризация.

Он отправился в магазин самостоятельно и смог совершить покупку, то есть, применил свои умения на практике. Произошла экстериоризация.

История развития понятия и основоположники

Эмиль Дюркгейм, хоть и ввел понятие интериоризации, но понимал его иначе, чем это принято трактовать в современности. Он считал ее больше социализацией, ключевым звеном между реальной жизнью и внутренним миром человека. В то время она была чисто социологическим понятием.

Затем понятие начало рассматриваться как психологическое под влиянием Жана Пиаже, Пьера Жане и других их коллег из французской школы психологии. Понятие интериоризация трактовалось как перенос частей общественного мнения в сознание одного человека.

Автор современного понятия и структуры психических процессов – Выготский Лев Семенович. Интериоризация по Выготскому – это важнейший фактор для формирования человеческой психики и мышления.

Развивал и дополнял идеи Выготского Гальперин Петр Яковлевич.

Виды интериоризации

Процесс интериоризации бывает 3-х видов.

Вид интериоризацииОписание и характеристика
НачальнаяПервичное формирование сознания у ребенка (распознавание образов, игры с родителями, подражание взрослым). Со временем эти навыки углубляются и приживаются в психике
ШкольнаяОбучение взаимодействию со сверстниками, активное развитие и понимание себя как отдельной личности. Дети учатся смотреть на себя со стороны, это умение развивается у них только в коллективе
СоциальнаяПродолжается и видоизменяется на протяжении всей жизни человека. Это новые знакомства, новый опыт взаимодействия с людьми, обучение различным моделям и способам поведения. Выделяется первый круг общения (близкие друзья, родственники, партнер/партнерша по отношениям). Второй круг (более дальние родственники, приятели, не слишком близкие друзья). Дальний круг (коллеги по работе, товарищи по учебе, соседи, случайные знакомые)
Дополнительная информация по теме:

Механизм интериоризации

Выготский полагал, что формы человеческой психики складываются из социального общения между людьми, трудовой деятельности, а потом, в результате интериоризации это становится постоянным компонентом человеческой психики.

По Выготскому, каждая культурная форма поведения человека становится таковой лишь после социального взаимодействия с другими людьми.

Любой механизм интериоризации, считал Выготский, проходит в 3 этапа. Первый – ребенок делает вместе со взрослым. Второй – ребенок делает под присмотром взрослого, взрослый помогает, направляет, подсказывает, при необходимости делает замечания. Третий – ребенок действует самостоятельно.

Памятка про интериоризацию

Этапы умственной деятельности по Гальперину

С интериоризацией человек обычно сталкивается не сразу, процесс интериоризации включает в себя 6 этапов, которые лучше всего описал Гальперин:

  1. Этап мотивации. У человека появляется задача и желание решить ее. Например, родитель говорит ребенку, что сейчас они будут учиться читать по слогам, что в дальнейшем ребенок сможет самостоятельно читать большие по объему книги. Ребенка это заинтересовывает, он хочет быстрее познакомиться с миром букв и предложений.
  2. Этап ориентирования. Взрослый рассказывает и показывает ребенку, что нужно делать. Мама пишет слоги, показывает, как правильно их читать, каким образом из них складываются слова. Ребенок слушает, старается запомнить.
  3. Этап материализации. Ребенок повторяет за взрослым действие, видит, что у него тоже начинает получаться. Если сложить два слога «ко» и «шка» получается слово «кошка».
  4. Этап внешней речи. Действия облекаются в материальный процесс, но ребенку все еще требуется проговаривать свои действия. Он уже знает, какие слова получатся, если сложить определенные слоги, но полноценно и сразу называть эти слова все еще не получается. Ребенок проговаривает: «Если сложить слог «ре» и слог «па», получится слово «репа».
  5. Этап внутренней речи. Произносить очередность действий вслух уже не нужно. Ребенок совершает операции, проговаривая алгоритм необходимых действий про себя. Например, уверенно, пусть и не очень быстро, читает написанные слова по слогам: «Ре-па, кош-ка, клет-ка, ло-шадь».
  6. Этап умственного действия. Ребенку уже не нужно медлить и вспоминать про себя очередность действий. В его сознании они уже доведены до автоматизма. Ребенок быстро читает список из слов или четверостишие.
Родители маленьких детей, вы можете вспомнить примеры интериоризации в развитии своего ребенка?
Да, конечно
100%
Затрудняюсь ответить
0%
Не могу вспомнить
0%
Поделюсь в комментариях
0%
Проголосовало: 1

Что положительно влияет, а что отрицательно

Полезные и нужные черты с детства у человека формируют:

Культурные ценности, нормы и традиции, принятые в обществе.
Язык общения.
Национальные особенности.
Почитаемые личности и их поступки.
Добрые, уважительные отношения в семье.
Высокий уровень образованности родителей.
Стабильная материальная ситуация в семье.

Негативные интериоризированные черты и неправильные установки могут сформировать иные факторы:

Низкий уровень материальной обеспеченности в семье.
Повышенный уровень конфликтности в семье.
Зависимость у кого-то из членов семьи.
Информация, подобранная ребенку не по возрасту.
Идеализация асоциальных личностей в семье и обществе.
Друзья из неблагополучных слоев населения.

Как повлиять на «положительную» интериоризацию у ребенка

Интериоризировать ребенка – это задача семьи и образовательных организаций. На что стоит обратить внимание в семье:

  1. Следить за собой, за словами, сказанными при ребенке. Неосознанно родители могут говорить лишнее, ребенок может впитывать это или воспринимать неправильно.
  2. Учить ребенка понимать свои личные границы и отстаивать их, это поможет ему лучше взаимодействовать с социумом. Причем просто говорить бесполезно, нужен именно пример.
  3. Воспитывать в ребенке осознанность, обучать его отличать желаемое от необходимого.
  4. Учить его говорить «нет», если его границы или желания нарушаются.
  5. Не поощрять сравнение ребенка с другими детьми и стараться самим не сравнивать ребенка с кем-то, кроме него самого.
  6. Не обесценивать достижения ребенка, раз и навсегда отказаться от фраз: «Ты занял всего лишь второе место? А почему не первое?» или «Ну и что, что ты написал контрольную на 5, ты вот в год пятерку получи, тогда и поговорим».
  7. Проявлять к ребенку эмпатию, разговаривать с ним, учить глубоко чувствовать. Только это сможет воспитать в ребенке полноценную личность.

Все положительные и отрицательные черты воспитываются личным примером. Не получиться обойти этот железный принцип, делая при детях одно, а без них другое. Если у ребенка проблема, как вам кажется, не торопитесь вести его к психологу. Обратите внимание на себя, займитесь своим развитием.

Благодарим за прочтение статьи. Делитесь своим мнением об интериоризации, сохраняйте себе статью, чтобы не потерять и лучше понимать психические и психологические процессы, происходящие с нами. Делайте репосты в социальных сетях и принимайте участие в обсуждениях в комментариях.

Оцените статью
Психология Налегке
Добавить комментарий

Кто ввел термин «интериоризация» в научный обиход?
Автором термина считается Эмиль Дюркгейм, французский социолог.
Skip to content Adblock
detector